Технология создания полихудожественных проектов Авторская технология Богдановой Александры Борисовны музыкального руководителя высшей квалификационной категории МКДОУ Д/С № 420 «Сибирячок» комбинированного вида города Новосибирска |
Педагогическая технология «Создание полихудожественных проектов». Одним из достоинств программ, основанных на полихудожественном подходе, является то, что они не просто предполагают, но и создают педагогические условия для развития разных видов детского творчества, делают их обязательными, т.е. строятся одновременно и на принципе активно-деятельностного подхода. Воспитание искусством важно вдумчиво вести с первых лет жизни ребёнка. Дошкольное детство – самый сензитивный (период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения) период, от его результативности зависит очень многое в дальнейшей жизни человека. Проблема преемственности дошкольного и школьного художественного образования и воспитания – одна из важнейших стратегий ФГОС. Художественное восприятие в значительной степени основывается на психологическом механизме кинестезии. Этот научно обоснованный факт даёт достаточные методологические основания для обращения к полихудожественному методу. Давно известно, что музыку мы не только слышим, но и проживаем двигательно, чувствуем в ней цвет и даже аромат, т.е. воспринимаем всеми органами чувств. В поэзии слово всегда музыкально и изобразительно: Такой прозрачной глубины Не видно никогда, Такой глубокой тишины Не слышно никогда. (А. Блок) Одним из выражений методологических оснований технологии «Полихудожественный подход» является высказывание известного музыканта-педагога, заложившего основы художественной педагогики в музыкальном образовании, Л.В. Горюновой: «Общим источником видов искусства является жизнь, общим предметом – человек с его внутренним миром и отношением к действительности, общей эстетической природой - образность». Эти замечательные слова крупнейшего специалиста в области художественного воспитания раскрывают общую природу и общие цели разных видов искусств. В этой общности – причина появления и целеполагание полихудожественного подхода. Представляю принципы полихудожественного развития средствами искусства по Юсову Б.П.: 1. Основа и цель полихудожественного развития – в привлечении нескольких видов искусств одновременно в комплексе. 2. Комплексный характер должен выражаться через интеграцию, т.е. через взаимное проникновение разных видов художественной деятельности. 3. Восприятие должно быть синестетическим, органы чувств взаимно влияют друг на друга, помогают создать в воображении целостный образ. 4. Восприятие произведений искусства должно гармонично сочетаться с собственной творческой деятельностью детей (деятельностный подход) 5. Центральным психическим процессом для художественной деятельности является воображение. 6. Коллективная деятельность должна сочетаться с индивидуальной (общая художественная культура всех детей сочетается со специализацией отдельных одаренных детей) 7. Взаимодействие с искусством должно происходить по замкнутой триаде: писатель – художник - композитор: (литература – театр – картина - танец - музыка). 8. Главная цель полихудожественного развития эмпатия – постижение чувств других, способность проникаться этими чувствами, способность к сопереживанию. Это качество является одним их проявлений духовности. Цель технологии создания полихудожественных проектов - через синтез музыки, поэзии и живописи на основе нравственно-эстетических ценностей способствовать воспитанию у дощкольников определённых духовных оснований. Задачи технологии: 1. Организация образовательного пространства и развивающей среды как предпосылки для осуществления диалога «Я и мир», «Я в мире»; 2. Расширение кругозора, в том числе художественного, и активизация познавательной активности детей; 3. Воспитание эстетического чувства и художественного вкуса; 4. Пропедевтика универсальных учебных действий и подготовка детей старшего дощкольного возраста к школе. Основные методические установки полихудожественного подхода: - комплексное и одновременное воздействие - эмоциональное резонирование и эмпатии - связь с жизнью - тематизм - соразмерность и постепенность - конкретное для конкретного - диалогичность (познай себя через другого) - творческая деятельность - развитие воображения и творческого мышления - отказ от предварительной информации (спонтанность) - высокие художественные достоинства произведений искусства - тщательный отбор вопросов для диалога с детьми В качестве аргументации целесообразности включения полихудожественного подхода в дошкольную педагогику приведём также слова великого русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. Они показывают, как по - разному воздействуют на нас ведущие виды искусств, и как по - разному побуждают нас к сотворчеству: «Живопись даёт образ и мысль и нужно создать в своём воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль и по ней нужно создать образ и настроение. Музыка даёт настроение и по ней надобно воссоздать мысль и образ». Таким образом, художественное слово помогает как бы «дорисовать» те картины и образы, которые дети услышали в музыке. Детям же это помогает во всей полноте пережить и понять чувства, выраженные в звуках и красках. Так создаётся наиболее полный образ и музыкального, и поэтического, и изобразительного произведения. Важнейшее значение для реализации обозначенных принципов и решения педагогических задач данной технологии имеет тактически точная организация работы музыкального руководителя. Работа по данной технологии организуется в несколько этапов: I - этап подготовки к занятию II - проведение занятия III - педагогическая рефлексия Первостепенное и определяющее значение имеет первый этап: от него зависит и темпоритм занятия, и уровень заинтересованности и эмоционального реагирования детей, и качество педагогического результата. Остановимся на методических аспектах организации подготовительного этапа. Если смоделировать сам процесс подготовки к занятию старшей и подготовительной группы, основанном на полихудожественном подходе, то алгоритм работы можно представить следующим образом: · создание ситуации эмоционального резонирования при подборе произведений разных видов искусств; · вербальное выражение эмоционального спектра - глубинной смысловой интонации – в каждом из произведений искусства; · выявление выразительной и смысловой общности в выбранных из ряда возможных произведениях искусства Например, при подготовке занятия по теме «Времена года. Зима» важно учитывать необходимость в предельно короткое время занятия (5-7 мин.) создать у детей яркое художественно-образное представление о зиме. Поэтому на этапе подготовки необходимо в опоре на принцип эмоционального резонирования подобрать то музыкальное произведение, которое наиболее точно совпадает с образным строем картины и стихотворения. Чтобы этот процесс был более осязаемым, педагог должен самостоятельно дать несколько (5-6) эмоционально-образных слов-характеристик для картины, стихотворения и музыки (их нужно записать, чтобы потом именно их использовать при обсуждении с детьми). Материал для выбора и для дальнейшего восприятия и обсуждения на музыкальном занятии: живопись: К. Розен - «Ясный зимний день в лесу», И. Тарнов - «Русская тройка» поэзия: Л. Галкина - «Тройка»: Падает на землю снег пушистый, Серебром на солнышке блестит. По дороге звонко и игристо Тройка вороных коней бежит. Чуть касаются дороги кони, Знай мороз, подхлёстывай сильней! Даже ветер вряд ли их догонит, Мчится тройка дальше веселей. музыка: Г. В. Свиридов – «Тройка. Зимняя дорога» (из к/ф «Метель») Р. М. Глиэр - симфония № 3 Если эмоциональные впечатления и вербальные представления от произведений искусства совпадают достаточно сильно, значит сделан правильный дидактический выбор и эффект концентрированного воздействия на занятии тоже будет достигнут максимально. Возможен и другой путь педагогического моделирования: подбор осуществляется уже не от живописного, а от музыкального произведения. Картины предстоит подобрать именно в том порядке, как подсказывает музыка, и дополнительную помощь в этом оказывает литературное (поэтическое) сочинение. Такой алгоритм возможен и эффективен, прежде всего, в случае обращения к сюжетной программной музыке. Таким образом, мы показали возможные варианты отбора произведений трёх разных видов искусств на основе общности их образного строя и принципа эмоционального резонирования. Именно качество отбора и поможет уже на занятии осуществить комплексное воздействие и вызвать у детей и осмысленное, и эмоциональное и образное представление о главной теме занятия (зиме, семье, празднике) Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия), взаимовлияние их друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально-образные переживания и помогает формированию целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства при этом сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, речетворчество, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление. Прослушав музыкальное произведение с младшей, средней группой (3-4 мин.) одновременно с поэтом и художником мы вместе с детьми попадаем в удивительный мир художественных образов, который ярким лучом остается в воспоминаниях о музыке на всю жизнь, помогает детям открыть в себе неизведанные ранее таланты. И тогда каждый праздник у детей будет ассоциироваться с конкретными классическими музыкальными произведениями и картинами. Тогда знакомство с разными видами искусства обязательно останется в памяти, а встреча с уже знакомыми произведениями на развлечениях и праздниках подарят детям радость узнавания и новые грани уже испытанных чувств. Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, знакомство с культурой родного края. Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа. Ведь с самого рождения ребенок слышит родную речь, песни матери, сказки, которые не только эмоционально окрашивают его мир, но исподволь воспитывают патриотические чувства у детей, любовь и уважение к родному языку, дому, соседям, друзьям, бережное отношение к природе родного края. Ребенок тем самым приобщается к национальному культурному наследию, образцам национального фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов и т.д. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера. В детском саду - это проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Масленица»; весной — «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки». Дети исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с важными датами в общественной жизни. Детей важно и нужно знакомить с традициями крестьянской культуры, особенностями жизни и быта, изучать и исполнять с ними народные песни, сказки, былины. Педагоги детского сада, родители помогают детям получить представление о разных видах народного искусства. Ведь знакомство ребенка с народным искусством развивает у него эстетический вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями. В сценарии развлечений и праздников обязательно включается эпизод, где ведущий рассказывает историю праздника, в этот момент обязательно звучит музыкальное произведение и демонстрируется показ картин на заданную тему. Так, к празднику Пасхи знакомлю детей с классической музыкой (С. Рахманинова), а также хоровое пение без сопровождения. Также используются картины на экране во время празднования Пасхи. Как было сказано выше, во время проведения праздника ведущая рассказывает историю и его традиции с поэтическим словом А. Майкова «Повсюду благовест гудит». Одновременно с музыкой на экране демонстрируются репродукции икон, картин с изображением обрядов и народных празднеств (А.В. Маковский «Пасхальный стол», Б.М. Кустодиев «Пасхальный обряд» и др.), причем, музыкальное сопровождение обычно является программным произведением программы «Истоки» (авторский коллектив Московского института развития образования.- М.,2014) и особенно, - образовательная концепция «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» (Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.А.- СПб., 2011). После прослушивания происходит переход к активной деятельности, которая выражается в играх («катание яиц»), рисовании («красим яйца»), взаимном дарении детьми самостоятельно изготовленных подарков (в яйце). К празднику «День Победы» подготовительная работа проводилась на музыкальных занятиях. Во время прослушивания песен военных лет А.В. Александрова дошкольникам демонстрируется презентация репродукций картин, изображающих военных, пленных, а также, - бои сражений. Заключительным этапом становится выразительное исполнение песен, обязательно в характере. На дополнительных воспитательных мероприятиях демонстрировался документальный фильм военных лет, а также видеоролики, созданные по технологии из репродукций картин военной тематики. С использованием полихудожественного подхода мною подготовлены, проведены и постоянно обновляются праздники и развлечения:( персональный сайт: musicaleksandra.ru) Помимо образцов народного музыкального творчества, репродукций икон также использовались произведения таких композиторов, как П.И. Чайковский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, А. К. Лядов, С. В. Рахманинов и т. д., всегда в центре рассмотрения оказываются работы художников Б.М. Кустодиева, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, а также поэзия С. А. Есенина, А.С. Пушкина, М. Лермонтова. Для каждой возрастной группы важно подбирать произведения искусств, соответствующие особенностям психоэмоционального развития ребенка. Так, старшей группе, на тему «Осень» дети знакомятся с музыкой П.И Чайковского, картиной И. Левитана «Золотая Осень» и стихотворением Ф.И. Тютчева «Осень». Как результат, беседы о времени года и наступающих праздниках, будут связаны теперь у детей с именами выдающихся композиторов, поэтов и художников, с неповторимой индивидуальной интонацией их творчества. Благодаря полихудожественному подходу у детей появляется возможность общения с классической музыкой не только на занятиях, где продолжительность раздела составляет 5-7 минут (для старших дошкольников), но и на развлечениях и праздниках. На музыкальных занятиях дети с удовольствием слушают произведения классической музыки, умеют составлять последовательно картины по содержанию литературного текста. В конце такой работы составляется самостоятельный видеосюжет, где дети под музыку выстраивают последовательно на литературный текст серию картин, а один из детей читает литературное произведение. Полихудожественные проекты, созданные детьми на занятиях: «Осень», «Святочные колядки», «Русь», «Семья», «Масленица» и другие. Практика показывает, что в целом значительно повысилась речевая, познавательная культура, творческая активность, расширился кругозор детей. Следовательно, такое целенаправленное становление станет прочным обоснованием для развития ребёнка в школе. В нашем дошкольном учреждении сложился прекрасный творческий коллектив педагогов - единомышленников, в который вошли заведующая, методист, воспитатели, логопед, психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, руководитель музея «Русская изба». В такой «команде» у музыкального руководителя своя уникальная главная цель – воспитание ребенка средствами искусства. Именно в контексте полихудожественного подхода музыка приобретает особую силу обращения к чувствам. Дети, начиная с младшей группы ярко представляют себе происходящее в произведении, рассказывая свои впечатления о прослушанном, развивают воображение и гибкость мышления. расширяют свой словарный запас. Таким образом, основной целью моей педагогичской работы является: 1. Совершенствование раздела Слушания музыки на музыкальных занятиях в ДОУ через полихудожественный подход. 2. Развитие творческой активности, выступающей как интегрированное качество личности и деятельности ребенка. Для реализации этих целей полихудожественного подхода мною ежедневно, на каждом музыкальном занятии решаются такие задачи, как: 1. Воспитание духовного, нравственного человека средствами искусства. 2. Вхождение в мир классической музыки. 3. Приобщение детей к традициям русской народной культуры. В результате на этой основе развивается творческая активность детей, происходит рост интереса к музыке, а также литературе, искусству слова, развивается творческое воображение. Для формирования музыкальной деятельности дошкольников необходима разработка системы сотрудничества и взаимодействия с семьёй, так как семья играет главную роль в жизни ребёнка. Родители охотно принимают участие в вечерах развлечений, утренниках, конкурсах. Воспитатели, родители и дети вместе собираются в нашей музыкальной гостиной «Соловушки», чтобы познакомиться с классической музыкой. На собраниях родители получают как практические, так и теоретические знания по следующим темам: «Хороводные игры», «Как научить ребёнка слышать музыку», «Организация домашнего праздника с детьми», «Семья», «Что может быть лучше России?» и др. Оформление стенда в холле сада для родителей, создание персонального сайта (musicaleksandra.ru) с различными разделами дают возможность познакомиться с последними событиями музыкального воспитания ДОУ. С большим удовольствием родители участвуют в различных инсценировках и театрализованных постановках, а также исполняют хоровые произведения с детьми. Помогают в изготовлении декораций и пошиву костюмов. В Федеральном государственном образовательном стандарте в структуре основной программы дошкольного образования акцент переносится со знаний, умений и навыков на формирование общей культуры детей, важной составляющей которой является речевая культура. Кроме этого, согласно ФГОС ДО сегодня нужны новые формы работы с детьми, которые бы позволяли нашим педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Полихудожественный подход позволяет это делать в полной мере. В наше время музыка звучит повсюду. Представляется, что сформированные в рамках полиходожественной технологии навыки, представления и эстетический вкус детей способны оградить их от низкосортной продукции массовой культуры, в том числе и музыкальной. Диагностические обследования детей, проводимые по итогам каждого года работы по программе «Истоки» (авторский коллектив Московского института развития образования.- М.,2014), позволили сделать вывод: полихудожественный подход на музыкальных занятиях оказывает значительное обогащение воздействие на общее и художественное развитие детей, формирование их творческих способностей. Эта работа теперь предоставляет большой интерес не только для детей, но и для взрослых - педагогов и родителей. Можно с уверенностью сказать, что благодаря технологии создания полихудожественных проектов мы учим ребёнка сопереживать, сострадать, радоваться вместе, что делает человека человеком. Взрослые, и педагоги, и родители наделены правами и обязанностями, педагогическими знаниями, жизненным опытом, поэтому обязаны участвовать в духовно - нравственном воспитании ребенка. |