КАРАНТИН

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -

"Детский сад № 420 "Сибирячок"

КАРАНТИН

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

         Карантин диктует нам свои правила. Школьники вынуждены оставаться дома, детские сады не функционируют в обычном режиме, многие родители отправлены на каникулы или продолжают работать, но удаленно. Нахождение дома несет в себе как плюсы, так и минусы. С одной стороны, это прекрасный повод переделать давно задуманные дела, почитать любимые книги, уделить больше времени своей семье. Дети отдохнут от школьной нагрузки и тех правил, что диктуют им школа и детский сад. С другой стороны, смена обычного ритма жизни, времяпрепровождение 24/7 в кругу семьи, отсутствие личного пространства и времени могут привести к родительскому выгоранию, которое будет сопровождаться раздражением, злостью, усталостью.

 

Давайте поговорим об обеих сторонах медали.


         Как часто вы ловили себя на мысли о том, что мало уделяете время ребенку? «Если бы не работа, то я бы…, то мы бы…, и тогда бы…» - вот те фразы, которые у каждого родителя время от времени появляются в голове. Карантинные каникулы прекрасный повод восполнить упущенное, приумножить имеющееся и дать зачатки нового в детско- родительских отношениях.
                                                     Как качественно провести время с ребенком?

        1.     Старайтесь разграничивать рабочее (домашнее) и личное время.

        Если же вы все - таки не полностью освобождены от работы, то ВАЖНО знать, где можно провести границу между рабочим временем и временем, которое вы посвятите семье. Если вы сможете это сделать, вы сможете больше времени посвящать детям. Обсудите с начальником, когда заканчивается ваше рабочее время, и придерживайтесь этого графика. То же касается и домашних дел. Обозначьте ребенку, что готовы посвятить ему свое время после того, как сделаете часть своих дел.

        2. Общаясь с детьми, отложите мобильный телефон.

Когда вы играете с детьми, но при этом проверяете в телефоне электронную почту, социальные сети, чаты, дети поймут, что ваше внимание не принадлежит им. Отложите телефон – не просто положите его рядом, но и вообще вынесите из комнаты – и полностью посвятите время детям. Так вы проведете его качественно.

        3. Сделайте семейные ужины ритуалом

         Не принимайте с ребенком пищу, когда смотрите телевизор. Также отложите на время ужина все электронные устройства и просто поужинайте вместе с семьей. Используйте это время, чтобы пообщаться с детьми, уделите им все свое внимание. Так же можно придумать семейное блюдо, которое вы будите готовить вместе с ребенком.

         4. Совместные игры.

       «Мама, папа, поиграйте со мной!» - каждый из нас получал такое обращение от ребенка. Игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В более позднем возрасте игра заменяется на учебную деятельность, но полностью из жизни ребенка не уходит. Она просто приобретает другие формы и так же является значимой в развитии личности.

            Игра и дети - это просто неотъемлемая часть, вот почему родителям так необходимо уделить время для совместных игр с детьми. Ведь, поиграв вместе, родители лучше узнают своего ребёнка, узнают его характер, его интересы и пристрастия, его мнение и оценку в различных ситуациях.

Благодаря игре можно не только лучше узнать своего ребенка, но и использовать ее для всестороннего развития:

        - рассказать в игре о различных явлениях, предметах, фактах;

        - установить с ребенком с самого раннего возраста доверительные и близкие отношения;

        - развить память, мышление и речь;

        - заинтересовать полезными и необходимыми занятиями;

        - выявить творческие способности и таланты у ребенка;

        - выработать хорошую физическую культуру;

        -скорректировать не желаемое поведение;

        -объяснять и помогать в выполнении домашнего задания;

        -приучать к труду, к правилам, к требованиям, к культуре;

        -осваивать социальные роли, усваивать ценности и правила поведения в обществе.

          Родителям нужно понимать, что играть ребенку с ними приятно, но все-таки игра - это вторжение в его видение мира. Поэтому придерживайтесь 3-х простых правил:

  • Закончите все домашние дела, чтобы не отвлекаться на время игры, иначе у ребенка в подсознании отложится ваше "формальное" отношение к нему, и о доверительных отношениях в будущем можно забыть. С этой же целью отключите телефон, за час ничего страшного не случится, но зато вы не будете по привычке реагировать на очередное сообщение.
  • Не навязывайте свои правила игры. Это его, уже сложившийся без вашего участия мирок. Поэтому прежде, чем менять правила, научитесь сначала играть по правилам ребенка.

  • Играйте искренне. Задавайте вопросы, и ребенок с удовольствием объяснит, что, как и почему. Если ребенок почувствует, что вам интересно играть с ним в его игры, то потом он с таким же удовольствием будет играть в то, что предложите уже вы.

          Не стоит забывать и о пользе настольных игр. Одни игры в красочной интересной форме обучают детей распознавать и запоминать различные предметы и явления, способствуют развитию внимания и расширению словарному запаса. Другие – служат своеобразной подготовкой ребенка к жизни, предлагая ему в процессе игры различные проблемы, при решении которых он учится примерять на себя новые роли и тем самым развивает свои навыки и приобретает жизненный опыт. Третьи – развивают физические способности, улучшая скорость реакции, ловкость, глазомер и координацию движений. Что же касается взрослых, полезно всем шевелить свои извилины. Анализировать ситуацию в игре и просчитывать ее развитие вперед на несколько ходов, не так просто, как вы думаете.
          Игры подарят детям и родителям радостные впечатления, удовольствие и, конечно же, пользу. Так здорово, что вся семья может устраивать семейные посиделки (с кружечкой чая и печеньками) за очередной увлекательной игрой. Даже больше, это будет доброй традицией, которая перейдет в последующие поколения. А повзрослев, ваш ребенок будет с удовольствием вспоминать о веселом времяпровождении всей семьи.

         5. Подростки. Подросток хочет проводить время с родителями не меньше, чем со своими сверстниками. Проблема лишь в том, что взрослые не могут понять, как общаться со своими подросшими детьми. А ведь для этого не требуется никаких сверхъестественных усилий.

  • Просмотр фильма. Вечером устройтесь на диване под пледом и - да бог с ними - с чипсами или сухариками, посмотрите «этот ужасный боевик» или «отвратительных вампиров». Главное - вы вместе делаете одно дело. Кстати, и одна из тем для разговора у вас уже есть.

  • Смена ролей. На один день поменяйтесь ролями. Пусть подросток решает сам, что вы будете есть, чем заниматься, сам раздаст домашние задания и придумает развлечения.

  • Вечернее чаепитие. Посидите на кухне со своим ребенком за чашечкой ароматного чая с вкусняшками. Поговорите с ним. Только не воспитывайте его в этот момент и не читайте мораль, а просто выслушайте. Если вы не знаете, с чего начать, спросите его, что модно у них в школе, какую музыку слушают ребята, есть ли у них в классе влюбленные парочки. Не сомневайтесь: поняв, что вам это интересно, ребенок обязательно пойдет на контакт. Пусть разговоры по душам и обмен секретами станут вашей семейной традицией.

  • Привлекайте ребенка к совместной деятельности. Пусть это будет помощь на кухне или уборка в квартире.     Главное не делать это в директивной форме. На помощь могут прийти элементы игры.

  • Семейные легенды. У каждой семьи в роду есть свои необычные истории, события, случаи, обычаи. Расскажите о них ребенку. Так вы окунете его в историю рода, покажите значимость и ценность семьи для вас. Расскажите о своих смешных, нелепых или может страшных или трудных событиях в вашей жизни. Расскажите, как вы с ними справились.

          Помните, что жизни подростка все очень скоротечно. Предлагая совместный досуг, будьте готовы к тому, что у подростка могут быть на это время уже свои планы. Либо он пообещал посмотреть с вами фильм, но тут ему звонит друг и планы меняются. Не препятствуйте. Он не должен выбирать между друзьями и домом. И тогда в следующий раз он примет именно ваше предложение отдохнуть вместе.

        Для выстраивания эффективных отношений со своими детьми, не важно какого они возраста, главным является безусловное принятие своего ребенка! Безусловное принятие – это значит любить ребенка просто за то, что он есть, а не за то, что он послушный, умный, красивый, способный и т.п.

 

Теперь давайте рассмотрим вторую сторону вынужденных каникул.


         Первые дни каникул протекали легко и весело. Вы наконец-то выспались, сделали давно задуманные дела, проводите много времени с семьей. Казалось бы, идеальная картинка. Но потом вы понимаете, что начинаете уставать друг от друга и от своих детей. Как физически, так и эмоционально. Появляется раздражение, переходящее порой в злость.

         Раздражение и злость - естественная часть любых отношений. Ведь любовь и агрессия - две стороны одной медали и до смены этих двух состояний рукой подать. Это подтверждают многие психологи от Фрейда до Винникота. Злость на ребенка - чувство неприятное, порой отвратительное, часто оставляющее после себя смущение и стыд, но неизбежно сопутствующее нашей любви к собственному чаду.

          Раздражение возникает, когда что-то идет не так, как ожидалось, не складывается, как задумалось.

         Раздражение несет с собой огромный заряд энергии — агрессии, которой необходимо куда-то выйти.

         Эта энергия агрессии предназначена для того, чтобы изменить раздражающую и не удовлетворяющую нас ситуацию, получить то, чего не хватает, удовлетворить потребность, которая не удовлетворена. Если изменить ситуацию и получить желаемое удается, энергия уходит в сторону изменений. Если изменить ситуацию не удается, энергия агрессии раздражения растет. Часто мы срываемся на детей, кричим. Это приводит к тому, что из отношений уходит доверие и взаимопонимание. Ребёнок перестает делиться своими проблемами, боясь вызвать негативную реакцию родителей. Таким образом, мама и папа из близких людей превращаются в чужих.

         Тоже самое могут испытывать и дети. Да, они могут и имеют право злиться на родителей. Конечно, это не приятно и вызывает протестные реакции, но от того, как вы отреагируете будет зависеть успех ваших отношений с ребенком.

 

       Для успешной жизнедеятельности и благополучного развития личности всех членов семьи, предлагаем ознакомиться с рекомендациями, как справляться с негативными эмоциями, которые могут возникнуть в период вынужденных каникул.

         1. Проанализируйте, в каких ситуациях поведение ребёнка вызывает у вас вспышки гнева и можно ли что-то сделать, чтобы эти ситуации предотвратить.

         2. Если чувствуете, как гнев буквально накрывает вас волной, мысленно говорите себе «стоп» и отдаляйтесь от ситуации: уходите в другую комнату, начинаете заниматься домашними делами. Все «разборы полетов» – после того, как успокоитесь сами и успокоится ребёнок.

        3. Задайте себе вопрос: «Мне сейчас хочется накричать на ребёнка, потому что меня действительно огорчил его поступок или из-за того, что я устал (а)?»

        4. Помните о последствиях вашего крика. Вы выплеснете весь накопившийся негатив, а ребёнок будет страдать от агрессии с вашей стороны.

        5. Не забывайте: нужную информацию до ребёнка можно донести не только криком, но и спокойным тоном. Ребёнок со временем перестает реагировать на родительский крик, как бы защищаясь от него.

        6. Находите время для себя. Пусть это будет всего полчаса в день, но они должны быть посвящены только вам. То же самое должно быть и у других членов семьи.

        7. Придумайте все вместе ватман чувств (листок, тетрадь чувств), где в течении дня вы разными способами (текстом песни, стихотворения, рисунком и пр.) можете выражать свои чувства и желания. В конце дня можно обсудить полученное.

        8. Предупреждайте всех членов семьи о том, что у вас сегодня плохое настроение, вы раздражены и очень устали, поэтому сегодня лучше вас не огорчать.

        9. Если вы всё-таки не сдержались и накричали на своего ребёнка, попросите у него прощения. Объясните ему, что привело вас к этому. Это будет для него положительным примером решения подобных ситуаций.

       10. Хвалите себя за проявление спокойствия, за каждую ситуацию, в которой вы могли бы накричать на ребёнка, но сдержались.

       11. Физическая активность - отличный способ снять раздражение и гнев.

       12. Побейте подушку, порвите бумагу, рисуйте, танцуйте! Так вы даете выплеск своих эмоций без ущерба кому- либо.

       13. Сделайте мешочек криков или мешочек ворчания. Когда вы видите, что кто - то из членов семьи или вы сами напряжены, предложите выговориться в этот мешочек, а потом вытряхнуть все из него в мусорное ведро.

       14. Если вы видите, что ребенок злиться, то примите это и признайте его право на такие эмоции. Дайте ему остыть и только потом начните разговор и обсудите произошедшее. Скандал - это дестабилизированный родитель, а значит, контроль в руках провоцирующего ребенка. Вернитесь в позицию взрослого, усмирив свои эмоции. И этого иногда бывает достаточно для разрядки обстановки.

       15. «Упрись руками в стену» - отличное упражнение для выхода злости и напряжения. Нужно сильно упереться руками в стену как будто вы пытаетесь ее сдвинуть. Таким образом вы свое внутреннее напряжение переводите в физическое и освобождаетесь от неприятных ощущений.

       16. И последняя рекомендация – ваш ребёнок должен знать: хоть мама и папа иногда злятся и повышают на него голос, они всё равно любят его и защитят, если ему будет угрожать какая-нибудь опасность.

ВСЕГДА ВАЖНО ДАВАТЬ ВЫХОД ЭМОЦИЯМ, НЕ «ЗАЖИМАЯ» ИХ И НЕ «ПОДАВЛЯЯ».

       Этому должны научиться сами родители, а уже потом научить этому своих детей. Если вы злитесь, то не бойтесь говорить об этом своему ребёнку. Это нормально. Таким образом, вы проговариваете проблему, и вам становится легче. Параллельно вы показываете ребёнку, что и он может так делать – говорить о том, что ему не нравится, что он зол или чем-то расстроен. Постепенно ребёнок освоит этот «манёвр» и поймёт, что гораздо легче говорить о проблеме, нежели пытаться привлечь внимание своим ужасным поведением.
       Уважение друг к другу, уважение личных границ, желаний и потребностей – путь к гармоничному развитию детско-родительских отношений!

 

Материал подготовила Мария Александровна Гладких,

педагог-психолог лаборатории инклюзивного образования

МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр»

 

Дата последнего обновления страницы 08.12.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения