Духовное воспитание семьи в условиях детского сада

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение -

"Детский сад № 420 "Сибирячок"

Духовное воспитание семьи в условиях детского сада

 

  

Духовное воспитание семьи в условиях детского сада.

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

МКДОУ д/с № 420 «Сибирячок»

Центрального округа

г.Новосибирска.

        С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Семья - главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности. В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Произошедшие в России социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей стране социальный институт, утратила свою ценность. Однако сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения - ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких. В детстве каждый человек проходит школу воспитания. В. Белинский писал, что «на родителях, на одних родителях лежит священная обязанность сделать своих детей человеками». Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья для ребенка - первая и часто почти единственная среда, первый и наиболее значительный фактор, формирующий личность. Семья - основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение. В семье ребенок впервые познает самого себя и окружающий мир. В семье, в условиях целенаправленного воспитания происходит его физическое совершенствование, формируются важные качества мышления, развиваются познавательные интересы, вырабатывается умение учиться, складывается нравственная направленность личности, ее эмоциональная сфера. Ребенок активно приобщается к эстетической стороне окружающей действительности, овладевает началами художественной деятельности - музыкальной, изобразительной, художественно-речевой.

     Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников,  является приобщение их к традициям народа. С рождения ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки эмоционально окрашивают его мир. 

     Ребенок приобщается к национальному культурному наследию, образцам национального фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов и т.д.

     Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера. В детском саду - это проведение сезонных музыкально-игровых праздников совместно с родителями: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Масленица»; весной — «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто» и т.д. В каждом празднике есть свои традиции и обычаи и немногие их помнят и соблюдают. Благодаря программе «Истоки» по которой работает ДОУ сложилась хорошая традиция проводить праздники совместно с родителями. Родители активно участвуют в празднике:  играют в игры, исполняют хороводы и одновременно знакомятся с великими композиторами, художниками и поэтами.

    Дети исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с важными датами в общественной жизни.

    Детей нужно приобщать к крестьянской культуре и быту. Изучать народные песни, сказки, былины. Педагоги детского сада и  родители помогают детям получить представление о разных видах народного искусства. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

    Дети вместе с взрослыми изготавливают народные игрушки и другие предметы. В процессе этих занятий, дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для жизни вещи. “Гораздо выгоднее для ребенка, если все предметы своих занятий или развлечений он сам себе приготовит, чем если ему поднести приготовленные и различным образом украшенные игрушки с различными непонятными для него механизмами и превращениями; они только поразят его, и он их сейчас же разломает, чтобы доискаться причины замеченных им явлений”

                                                                                                 П. Ф. Лесгафт.

    Дошкольник должен общаться с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром. Это общение - мощный источник духовно-нравственного воспитания. Дети от рождения открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание классической музыки, чтение художественных произведений радуют ребёнка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт.  Очень важно научить детей чувствовать себя счастливыми, радоваться жизни, удивляться.

     Современный педагогический опыт, направленный на духовно-нравственное воспитание дошкольников, уникален и заслуживает внимания ученых, потому что ребёнок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Ребенок равняется на взрослых. Поэтому, задача педагога и родителей – создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребёнка, самовыражения душевных сил ребёнка.

      Музыкальное воспитание, как известно, является одним из средств формирования личности ребенка.  Но дать знания, развить навыки и умения - не самоцель.  Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Важно уже в раннем дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, пробудить сопереживание к музыке, а не обучать попеременно отдельным

навыкам.

      Необходимо отойти от скучных, однообразных занятий, развлечений и праздников  несущих в себе только репродуктивный способ передачи знаний, умений и навыков, необходимо использовать более интересные формы работы, способствующие развитию творческой активности ребенка.

         Мною разработанная технология создания полихудожественных проектов, по программе  полихудожественного подхода доцента педагогических наук К.А. Самолдиной,  стала глубоким воздействием на человеческую душу ребенка. Дети слушают музыкальное произведение,  слушают стихи с большим интересом,  и постепенно словарный запас  обогащается.

         Термин «полихудожественный подход» появился в 1987 году в научных разработках и публикациях лаборатории комплексного взаимодействия искусств ИЦЭВ РАО (сейчас, лаборатория интеграции искусств Института художественного образования РАО). Это направление научно обосновано академиком Б. П. Юсовым.

Полихудожественный подход отличается от так называемой комплексной, межпредметной связи уроков эстетического цикла, где одно искусство иллюстрируется примерами  другого. В данном случае важно проследить внутренние, образные духовные связи слова, звука, цвета, пространства, движения.

       Приобщая детей дошкольного возраста к искусству, я использую наиболее эффективную форму – полихудожественный подход, где “поли” – много, “художеств” – искусств, т.е. много искусств. Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и поэзия), взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально – эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, речетворчество, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.

       В результате на этой основе развивается творческая активность детей, происходит рост интереса к музыке, а также литературе, искусству слова, творческого воображения.

         В программе охарактеризован комплекс показателей развития творческой активности, применение полихудожественного подхода на музыкальных занятиях  целесообразно.

         Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому почти как воздух, необходимы детям музыкальные праздники и развлечения.

       Использование полихудожественного подхода на праздниках и развлечениях — это особое таинство передачи дум и чувств от сердца к сердцу.  Праздник стал не только встречей ребенка с музыкой, но и  общением с  прекрасным, с высокими видами искусства. Мною разработаны занятия на темы: «Осень», «Зима», «Весна», «Кузьминки», «Покровская Ярмарка», «Масленица», «Пасха» и другие календарные праздники.        В  своей работе,  я стараюсь связывать все занятия, с разными видами искусства, дети слушают музыкальные произведения, понимают их, приобщаются к народным традициям русской культуры, рассказывают, о чем говорят картины, о чем грустит музыка.

     После музыкальных занятий с полихудожественным подходом дети встречают тех же композиторов и художников с поэтами на праздниках и развлечениях, но уже в развернутом виде. Во время начала праздника или развлечения есть момент, когда ведущий рассказывает об истории и традициях  праздника с помощью поэтического слова.  В это время звучит классическая музыка, с которой дети встречались на музыкальных занятиях, а  на экране появляется целая серия картин, посвященных данному празднику. Музыкальное произведение сопровождается картинами и стихотворением, которое читает ведущий.

Тем самым, детям становится понятнее  рассказ о  празднике. Музыка помогает глубже понять настроение, характер мероприятия. Дети, в характере музыки, стараются подражать персонажам, которые изображены на картине. Более осмысленно понимают настроение, темп, динамику музыки, а также слова и художественного произведения.

         Праздник! Сколько радости он дарит людям! Праздник уводит детей и родителей в удивительный мир сказки, которая ярким лучом остается в воспоминаниях о детстве на всю жизнь, помогает детям открыть в себе неизведанные ранее таланты и предъявить их окружающим во всем блеске.

         К примеру, на праздник Пасхи  дети знакомятся с музыкой И.С.Баха, хоровым пением без сопровождения, пасхальным колокольным звоном.

         После прослушивания выход в активную деятельность, который выражается в совместных играх с родителями («катание яиц»), рисовании («красим яйца»), подарок для детей (в яйце).

Благодаря  полихудожественному подходу у детей появилась возможность общаться с классической музыкой не только на занятиях, где продолжительность раздела составляет 5-7 минут, но и на развлечениях и праздниках с родителями. Повысилась творческая активность детей.

         Дети и родители с удовольствием слушают произведения классической музыки, умеют сопоставлять картины и музыку по темам, характеру, динамике, темпу, приобщаются к русским народным традициям. Такой полихудожественный подход помогает  воспитывать  духовного, нравственного человека, средствами искусства, а также видеть в прошлом русского народа все его обычаи и традиции.

         В наше время музыка звучит повсюду, но невозможно очень часто наслаждаться высокохудожественной музыкой, а на музыкальных занятиях дети могут получить большое удовольствие научиться понимать ее через различные виды искусства.

Эта работа теперь предоставляет большой интерес не только для детей, но и для взрослых-педагогов и родителей. То есть, можно с уверенностью сказать, что именно на детских праздниках и развлечениях, в общении с другими людьми, учим ребёнка сопереживать, сострадать, радоваться вместе.

 

Дата последнего обновления страницы 08.12.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения